Мне захотелось прочитать что-то современное и небанальное, при этом входящее в какой-нибудь рейтинг лучших книг и, конечно, с любовной линией сюжета. Так, я ознакомилась не с одним десятком сайтов и групп в вк, пока не натолкнулась на роман американского писателя Ричарда Йейтса «Плач юных сердец». Роман представляет собой историю развития отношений между мужчиной и женщиной, совершенно разных, создающих ячейку общества и впоследствии разочаровывающихся в жизненном укладе их совместной жизни. Роман своего рода — это психологическая семейная драма.
Содержание
Немного о писателе Ричарде Йейтсе
О чем роман «Плач юных сердец»
Цитаты из книги «Плач юных сердец»
Немного о писателе Ричарде Йейтсе
Ричард Йейтс (Richard Yates) (1926-1992) — американский писатель, который добился популярности и признания лишь после смерти, как часто и незаслуженно бывает со многими талантливыми людьми. Критики называют Ричарда Йейтса крупнейшим прозаиком второй половины 20 века.
Он родился в пригороде Нью-Йорка в неблагополучной семье. Его родители развелись, когда мальчику было всего три года. Затем Ричард рос в разных городах. С детства мечтал стать писателем. Однако в университет он решил не поступать, а пошел пехотинцем на войну — Вторую мировую. Не дослужившись до звания младшего офицера, Йейтс вернулся в Нью-Йорк и стал воплощать свои литературные задумки в реальность.
К сожалению, при жизни работы писателя не были оценены по достоинству: книги расходились маленьким тиражом, даже несмотря на многочисленные похвалы со стороны именитых критиков типа Курта Воннегута или Теннесси Уильямса. Ричарду Йейтсу приходилось работать журналистом в малоизвестных изданиях: писать неинтересные серые статьи, а также речи для генерального прокурора Роберта Кеннеди. А мечта — стать писателем — не покидала его до конца жизни: из-под его пера вышли такие книги, как «Дорога перемен» (в 2008 году была экранизация фильма с участием Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслит в главных ролях), «Плач юных сердец» (об этом произведении я вам расскажу), «Влюбленные лжецы», «Холодная гавань», «Дыхание судьбы», «После войны», «Сама естественность», «Пасхальный парад».
Всю жизнь Ричарда Йейтса преследовали невзгоды: в 24 года он заболел туберкулезом, пережил развод, страдал от алкоголизма и нервных расстройств, жил в нищете, да еще и бесполезно пытаясь достичь литературных высот. Конечно, писатель во всем черпал вдохновение. Поэтому, например, в романе «Плач юных сердец» можно встретить много схожих черт главного героя с самим Ричардом Йейтсом.
О чем роман «Плач юных сердец»
Считается, что роман «Плач юных сердец» — это самый масштабный и самый зрелый роман американского классика Ричарда Йейтса, изощренного стилиста, способного вести уникально простое повествование. Действительно, книга написана, точнее переведена на очень простой язык — очень легко читать.
Главные герои — поэт Майкл Девенпорт и его богатая жена Люси с огромным состоянием живут вместе, затем порознь. Оба испытывают страсть то друг к другу, то к новым партнерам, но неизменно — к искусству. Майкл Девенпорт, подобно автору, мечтает стать писателем — пишет стихи, первый сборник стихов получается неплохим, но после него Майклу уже не удается повторить успеха. Все попытки приводят к краху. Его жена, Люси, тоже пробует себя на театральной сцене, в литературе, рисовании картин, но также — не достигает каких-то ошеломительных высот. У Люси, в отличии от Майкла, есть подушка безопасности — чем бы она не занималась, ее огромное состояние всегда при ней. А принципиальный Майкл отказывается пользоваться нажитым родителями жены имуществом и собирается обеспечить семью собственным трудом, но, увы, ему не удается. Майкл и Люси разводятся: маленькая дочка остается с мамой, а отец перебирается в Нью-Йорк, поближе к своей работе — опять-таки, как автор, пишет статьи во второсортной газете.
Проходят десятки лет: Майкл и Люси ищут себя и своих в этом бренном мире. Все больше разочаровываясь в друзьях, знакомых, любовниках, они понимают, что не могут себя найти и в искусстве. В конце книги они предстают перед нами уже немного за пятьдесят, успокоившимися и зрелыми.
Мои впечатления
Многие, прочитав произведения Ричарда Йейтса, отмечают, что «Дорога перемен» — шедевр, обязательный для прочтения. К сожалению, «Плач юных сердец» — это единственное произведение Йейтса, которое я прочитала у него. Поэтому сравнивать пока не с чем.
Соглашусь с читателями, что книга довольно депрессивная, посольку показывает все стороны незаурядной жизни мужчины и женщины, все проблемы простых людей, совершенно обыденные трудности человеческой жизни. Но я как раз искала такую книгу — без прикрас, без заумных выдумок сюжета от автора — реальную историю обычных людей, да еще и с автобиографичной подоплекой. Чувствуется, как автор выглядывает буквально за каждым героем романа, особенно его присутствие ощущается в жизни Майкла Девенпорта, с которым у него чуть ли не одна жизнь на двоих.
Не могу сказать, что этот роман стоит перечитывать и искать каждый раз новые мысли. Скорее всего, отсутствие желания перечитывать связано с пессимистичностью персонажей и большим количеством мата во второй части романа, когда жизнь героев катится по наклонной вниз.
Определенно, работа Йейтса заслуживает уважения: он сумел изложить жизнь героев длиной 50 лет на листах бумаги. Читатель проживает вместе с героями их 50 лет борьбы за успех. Йейтс делится силой своего духа — когда герои инвестировали кучу времени, усилий, переживаний в главное дело жизни, надежды остаются тщетными.
Вопрос остается открытым: правильно ли поступили герои? Собственно, как и Ричард Йейтс? Стоило ли придерживаться своих принципов до конца?
Цитаты
Если актерская работа грозила эмоциональным истощением, то писательство выедало мозг. Писать значило страдать от депрессии и бессонницы, писать значило целыми днями болтаться по дому с изможденным лицом, и Люси чувствовала, что еще недостаточно для этого состарилась. Для измотанного вконец мозга даже радости уединения и тишины не означали ничего, кроме одиночества. Можно было напиваться до беспамятства или в наказание совсем отучать себя от алкоголя, но и то и другое лишало тебя возможности писать. А когда мозг изъеден до предела, причем изъеден уже давно, какая-нибудь невообразимая череда ошибок может привести к тому, что тебя тащат и запирают в Бельвю, и ты на всю жизнь остаешься запуганным и униженным. И при всем при этом оставалась еще одна опасность — опасность, которую она никогда не распознала бы, если бы не просидела столько времени над этими рассказами: когда пишешь только о себе, абсолютно незнакомые люди могут слишком много о тебе узнать.
Я это обожаю! Обожаю, когда что-то получается, когда нет этого напряжения и страха ошибиться, когда находишь дело, к которому, быть может, предназначен от рождения.
Девочки… как-то приятнее мальчиков; все это знают. С девочкой и делать-то ничего не надо — только подбросить ее в воздух, обнять, поцеловать и сказать, какая она красивая. Даже когда она вырастает из возраста катания на плечах, ее можно сводить в зоопарк, купить ей коробку «Крекерджека» и воздушный шарик (ниточку нужно всегда привязать к запястью, чтобы он не улетел) или можно повести ее на дневной сеанс «Музыкального человека» и увидеть, как на ее печальном личике не остается ничего, кроме чистого восторга от происходящих на сцене чудес. Потом приходит болезненно деликатное время: когда Лауре было тринадцать, она, вероятно по совету матери, позвонила из Тонапака, чтобы сообщить: «Папочка! Представляешь, у меня менструация!»
Ну да, потом, конечно, могут быть проблемы: у девочки может обнаружиться острый, почти убийственный талант шокировать отца; она может месяцами томно болтаться по дому; заставить ее убирать за собой постель можно будет только угрозами, и она окажется неспособной — по одному только Богу известным причинам — преодолеть девяносто восьмую страницу той ерунды, которую якобы читает. Но даже и в самые худшие времена вроде этих что-то всегда подсказывает, что все в итоге наладится. Девочка способна преодолеть едва ли не любое падение, потому что девочки поразительно выносливы. Они изящные; они проворные и сообразительные.
А мальчик! Бог мой, с мальчиком может быть настоящий геморрой. Стоит только понарошку разыграть с ним боксерский поединок, пока он бегает перед сном в своей сплошной пижаме-комбинезоне с пуговицей на попе, и он станет требовать, чтобы все кругом называли его теперь слаггером, а когда забудешь так к нему обратиться, скуксится и заплачет. Лет в девять или десять он будет доставать тебя просьбами пойти с ним во двор и поучить его бросать мяч — не важно, знаешь ты, как его бросать или нет; потом начнется бурный активный отдых в компании других отцов и сыновей с бесчисленными мероприятиями, организованными пожарной частью или ветеранскими комитетами, во время которых может оказаться, что ты понятия не имеешь, о чем следует разговаривать с другими отцами и их вонючими отпрысками.
Лет в шестнадцать, а то и раньше, если он начнет обнаруживать признаки умника, начисто лишенного чувства юмора, ему захочется, чтобы ты часами вел с ним серьезные разговоры про честь, порядочность и силу духа, пока голова не пойдет кругом от этих абстракций, или, хуже того, превратится в неловкого и угрюмого, фыркающего по любому поводу переростка, который если и не молчит, то выражается исключительно односложными словами и которого ничего, кроме машин, в этом мире не интересует.
Но в любом случае, когда он дорастет до колледжа, он, можно не сомневаться, встанет в дверях твоей комнаты, где ты пытаешься хоть немного поработать, и скажет: «Пап, ты вообще представляешь, сколько алкоголя у тебя сегодня в крови? Знаешь, сколько пачек ты сегодня выкурил? Ты меня послушай: ты же так подохнешь. И я тебе вот что скажу: если ты и вправду хочешь подохнуть, то лучше бы ты поторопился. Потому что, честно, я не о тебе пекусь. Мне маму жалко».
Каждый человек, по существу, одинок.
Также вы можете прочитать о других книгах на моем сайте
«Осень патриарха» Габриэль Гарсиа Маркес