Роман «451 градус по Фаренгейту», Рэй Бредбери

451 градус по Фаренгейту

Давно собиралась прочитать эту книгу Рэя Бредбери. Поэтому, когда составляла список книг, она попала на одну из первых позиций и волей судьбы оказалась в моем личном топе 5 книг, которые потрясли меня до мозга костей. Более того, «451 градус по Фаренгейту» я ставлю на второе место после наиглубочайшего произведения Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Не перестаю удивляться, как разные писатели/поэты/творцы в своих не схожих по сюжету, жанру и времени написания работах все-таки сходятся в жизненных выводах. Однако, в романе Рэя Бредбери не три тома, как в «Атланте», и его можно осилить за пару дней. Читается, мягко сказать, на одном дыхании: невозможно оторваться.

Содержание

Краткое содержание

Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту»

Мое мнение

Краткое содержание

Антиутопия 451 градус по Фаренгейту

Главный герой романа «451 градус по Фаренгейту» — Гай Монтег – работает пожарником, но не таким, как мы обычно себе представляем. Страна, в которой он живет, придерживается принципа – все книги должны быть сожжены, а если «врага общества» найдут – его тут же сжигают вместе с книгами и жилищем.

У тридцатилетнего Гая Монтега есть жена, с которой они живут в квартире, обставленной дорогущими тремя телестенами. Основные развлечения современных людей – нескончаемые телесериалы, журналы исключительно с картинками (и без нудных слов и статей – минимум текста!), скоростная езда (жена Гая Милдред любит погонять и таким образом отвлечься/развлечься) и «Луна-парки». Милдред настолько помешана на модных веяниях, что хочет еще и четвертую телестену, о чем просит мужа – потратить последние сбережения. Главная фишка телестены – герои с экрана называют хозяев квартиры по именам, как бы обращаясь к ним и вовлекая в свой театральный наигранный мир. Еще Милдред не может представить свою жизнь без ракушек (что-то типа плеера в ушах): она даже спит в ракушках!

сцена из фильма 451 градус по Фаренгейту

Так, Гай работает пожарником уже много лет и особо не задумывается о смысле жизни, работы, да и вообще зачем сжигать книги: неужели только потому, что так сказали свыше?! Но вот однажды Гай Монтег встречает юную милую Клариссу Маклеланд – кладезь ума и романтики. Она не похожа на знакомых Гая: ей не интересны все эти развлечения. Как-то Кларисса спросила Гая: «А вы счастливы?», и этим вопросом она заставила его посмотреть на жизнь с другой стороны. Он понимает, что сложно назвать его жизнь счастливой, скорее – пустой, никчемной и скучной.

Потрясенный своим открытием, Гай приходит домой и находит свою жену без сознания. Самое страшное – он чувствует, насколько чужой человек для него – его жена. Он даже не может вспомнить, как они познакомились. У них нет детей – так захотела Милдред.

Гай вызывает скорую, приезжают медработники и с помощью новейшей аппаратуры приводят Милдред в чувство. Медики, наконец, получив деньги, уезжают к следующему пациенту. Они работают отлаженно, оперативно, но совершенно бесчувственно.

Осознав контраст миров Милдред и Клариссы, Гая Монтега ждет новое потрясение. Его бригаду посылают на новый вызов. И женщина, которая оказалась на месте, куда прибыли пожарники, категорически отказывается покидать жилище. Она с гордостью принимает смерть в своем доме вместе с любимыми книгами.

кадр из фильма 451 градус по Фаренгейту

Монтег возвращается домой и слышит от жены, что Клариссу Маклеланд сбила машина, а ее семья уехала из города. Гай не может жить по-прежнему. Теперь он не может ходить на работу: он чувствует себя подавленным, больным. На следующий день, почуяв неладное, к нему приходит начальник брандмейстер Битти. Эта встреча явилась знаменательной в произведении Рэя Бредбери, поскольку в уста Битти автор вложил постулаты современной ему Америки 50-х годов, постулаты потребительского общества. Вот некоторые цитаты из романа «451 градус по Фаренгейту»:

«Без досок и гвоздей дом не построишь, и если не хочешь, чтобы дом был построен, спрячь доски и гвозди. Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а еще лучше — ни одной».

«Как можно больше спорта, игр, увеселений — пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Организуйте же, организуйте всё новые и новые виды спорта, сверхорганизуйте сверхспорт! Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума всё меньше. В результате неудовлетворённость. Какое-то беспокойство. Дороги запружены людьми, все стремятся куда-то, все равно куда. Бензиновые беженцы. Города превратились в туристские лагери, люди — в орды кочевников, которые стихийно влекутся то туда, то сюда, как море  во время прилива и отлива, — и вот сегодня он ночует в этой комнате, а перед тем ночевали вы, а накануне — я».

«Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперёд, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо «факты», которыми они напичканы, это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения».

До Монтега доходит, что он в поле подозрения Битти. Но поздно что-то менять, так как он, Гай, принес кое-какие книги из накануне сожженного дома. Поэтому новый очаг пожара разгорается в его доме. Более того, по приказу Битти Монтег сам сжигает свой дом. А донесла на него, кстати говоря, его же жена, а точнее ее подруги, которых он недавно обидел вмешательством в очередной телесериал и декламацией одной из тех запрещенных книг. Гай Монтег сжигает свой дом вместе с теми злосчастными телестенами, и ему ничего не остается сделать, как сжечь своего начальника Битти и вместе с ним коллег-пожарников. К тому же, Битти обнаружил в ухе Гая подслушивающее устройство, с помощью которого Монтег общался с профессором Фабером. Собственно, Фабер и изобрел данный приемник. Фабер, на счет которого пожарники наводили уже давно справки, планирует возобновить книгопечатание. А также профессор предупреждает Гая о том, что, того и гляди, в Америке разразится третья атомная война.

Гай и Милдред Монтег

Гай сжигает своих коллег и бежит, что есть мочи, подальше с места преступления. Монтег мгновенно становится особо опасным преступником. По всем телестенам только и показывают видеотрансляцию с камер Механических Псов: получился новый увлекательный телесериал. Однако, найти Монтега не так-то просто, поиски затягиваются, а общественности нужно доказать, что все под контролем и преступник обязательно будет наказан. Приходится убить невинного зеваку, случайно оказавшегося на улице в неудачном месте в неудачное время. Публика ликует: враг сломлен.

А что же случилось с нашим главным героем? Он по совету профессора Фабера находит старые железнодорожные пути и уходит из города. В лесу он находит много других людей, которых так же, как и Гая, бросили искать. Эти люди знают наизусть книги и собираются возродить книгопечатание, как и профессор Фабер. Гай, пораженный, видит, как над городом кружат бомбардировщики, и некогда современный технологичный город превращается в руины.

Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту»

Гай Монтег из 451 градус по Фаренгейту

В предисловии к роману Рэй Бредбери пишет об истории создания своего шедевра. В 30-е годы прошлого столетия писатель жил в Лос-Анджелесе и довольно часто смотрел фильмы. Традиционно перед каждым фильмом показывали кинохроники, где фашисты кощунственно сжигали книги на кострах. Эти кадры настолько задели Рэя Бредбери, что не только вызывали слезы при просмотре, но и вылились в целое произведение «451 градус по Фаренгейту». Нужно сказать, что писатель-фантаст во времена Великой депрессии проводил свободное время в общественной библиотеке и книги были его лучшими друзьями. Также Бредбери пишет: «…когда Гитлер сжигал книги, я переживал это так же остро как и, простите меня, когда он убивал людей, потому что за всю долгую историю человечества они были одной плоти. Разум ли, тело ли, кинутые в печь — это грех, и я носил это в себе, проходя мимо бесчисленных дверей пожарных станций, похлопывая служебных собак, любуясь своим длинным отражением в латунных шестах, по которым пожарники съезжают вниз. И я часто проходил мимо пожарных станций, идя и возвращаясь из библиотеки…»

Рэй Бредбери говорит нам в предисловии, что он – это и есть Гай Монтег, и предлагает пройти с ним небольшой путь, длиной в 130 страниц.

Роман 451 градус по Фаренгейту

Бредбери принято считать писателем-фантастом, рисующим будущее в своих произведениях. Удивительно, насколько актуально в наши дни далекое для того Бредбери «будущее». Невольно вспоминаются плазменные экраны, тупые ток-шоу и сериалы, громкая музыка в наушниках, быстрый темп жизни, высокие скорости автомобилей, пьяные подростки, таблетки, чтобы заснуть, – современная Москва, Россия, да практически вся планета живет этим.

Писатель винит в этих бедах технический прогресс, который и толкает людей на ускоренный ритм жизни. Но важна тут роль и правительства, которое установило стандарты жизни – больше развлечений, меньше мыслей в головах своих граждан. Люди не должны интересоваться историей, политикой, миром, в котором они живут. Поэтому правительство придумывает суперидею – сжечь все книги. В результате, люди тупеют, деградируют, память ухудшается. Людей уже сложно назвать людьми: они живут в надуманном телевизионном мире, где их «родственниками» становятся герои сериалов, они загнаны в рамки стереотипов.

Радует, что главный герой смог выйти за эти рамки, в чем ему помогла Кларисса Маклеланд. Однако именно смерть Клариссы стала переломом в представлениях о демократии, когда провозглашают свободу слова, свободу выбора и равенство всех людей. Кстати говоря, Битти, начальник Гая, объясняет статью Конституции о равенстве людей так: люди должны стать не равными, а одинаковыми; когда люди будут одинаковыми, они станут счастливыми – ведь не будет повода чувствовать себя, допустим, мелким по сравнению с высоким человеком. Теория Битти ужасна, но ужаснее всего понимать, что сейчас, в нашей современной России, нас пытаются загнать в те же рамки. Согласитесь, что не так сложно сейчас найти тех, кто не читает серьезной литературы, кто вообще не любит якобы читать, кому некогда читать? И таких, к сожалению, большинство. Неудивительно, что современное общество деградирует!

Возвращаясь к сюжету произведения, хочется отметить подвиг тех смельчаков, которых Гай встречает в лесу. Они, бросив дома, друзей, семью, ушли из города в прямом смысле слова бродяжничать. Они выучили произведения наизусть ради высшей цели – возродить книгопечатание, посадить росток жизни в этот гнилой мир. Не правда ли, часто бывает такое – мы не можем и строчки вспомнить из стихотворения, а тут целые книги в голове помещаются. Стыдно, друзья, стыдно!

Финал произведения – война. Многие при анализе романа «451 градус по Фаренгейту» приводят слова Гейне: «Там, где жгут книги, кончат тем, что станут жечь людей». Перед тем, как город исчезнет с лица земли, Милдред, жена Монтега, видит себя в телестене – с соломенными волосами от краски, ужасным лицом без косметики. Так, автор призывает читателей задуматься о своей жизни сейчас, изменить ее, пока не стало поздно. Но важно желание: сложно заставить человека что-то сделать без его на то энтузиазма.

Мое мнение

Рэй Бредбери

Роман Бредбери «451 градус по Фаренгейту» сейчас занимает второе место в моем личном рейтинге книг, после «Атланта» Айн Рэнд. Произведение глубоко психологическое: после прочтения мир уже не кажется прежним. Невольно пытаешься что-то менять в первом личном кругу «Я», потому что в переменах, размышлениях, чтении, учебе, планировании и достижении целей и видится смысл жизни.

Меня в очередной раз поразило, как писатели 20 века смогли написать актуальные сейчас произведения: мурашки по коже, когда читаешь и видишь современный мир на страницах из 1950-х годов.

Вот основные мысли, которые я вынесла из книги:

  • Загоняя себя в рамки стандартов, человек теряет свой истинный облик. Более того, целыми днями смотря телевизор, человек вылетает из собственной жизни: отныне у него нет лица, он марионетка в руках Большого Брата.
  • Лишь глубокие потрясения способствуют глубоким переменам. Иногда случайное знакомство может вылиться в немыслимое преображение стиля мыслей и образа жизни. Например, такая встреча в моей жизни полтора года назад изменила всю меня, за что я очень благодарна одному Человеку.
  • Книги воспитывают и удовлетворяют нашу потребность в знаниях, дают нам возможность выбора – как дальше жить. Подмена книг комиксами, сериалами и ток-шоу ни к чему хорошему не приведет.

А какие у вас появились мысли после прочтения романа «451 градус по Фаренгейту»?

Купить роман «451 градус по Фаренгейту» в электронном формате за 149,90 руб.
Купить роман «451 градус по Фаренгейту» в бумажном формате за 242 руб.

репост

оптовая
Комментариев: 3 на “Роман «451 градус по Фаренгейту», Рэй Бредбери
  1. Спасибо за возможность прочитать замечательную книгу! Страшно видеть в ней сегодняшнее время и удивительно, как писатель задолго увидел это. То, о чем я думала иногда, он выдал терпким сгустком и заставил испугаться.

    Ответить
  2. Бредбери предсказал нашу современную реальность

    Ответить
  3. Да, похоже на наш мир…

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *